Главная |
|
|||||||||||
|
|
Кружок «смоленских вольнодумцев» Первыми на сознательную борьбу против крепостного строя выступили лучшие люди из дворян - декабристы. Они выдвинули идею революционного преобразования общества, разрабатывали программу этого преобразования и создали организацию, которая возглавила борьбу за претворение ее в жизнь. С декабристов В. И. Ленин начинает периодизацию революционного движения в России. Но у декабристов были предшественники. К революции призывал великий русский писатель и мыслитель А.Н. Радищев. У него имелись единомышленники и последователи, в частности и в Смоленской губернии. Памятным местом деятельности последователей Радищева, предшественников декабристов, является бывшее сельцо Смоленичи. Сельцо находилось в нескольких километрах от поселка Монастырщина, на проселочном тракте из Красного в Мстиславль, возле речки Руфы. По традиции крепостной эпохи пригосподеком доме строилось всего несколько изб для челяди. Такие небольшие населенные пункты и относились к категории «сельцо». С ликвидацией дворянских гнезд они исчезли. Судьбу подобных поселений разделило и сельцо Смоленичи, хотя оно сыграло заметную роль в истории освободительного движения. В конце XVIII века Смоленичи принадлежали Александру Михайловичу Коховскому –представителю дворянского рода Каховских, давшего несколько участников революционного движения в России, в том числе декабриста П.Г. Коховского. Подполковник А. М Каховский, офицер штаба Суворова, уволенный со службы Павлом I, поселился в Смоленичах, организовал кружок офицеров и отчасти гражданских лиц, недовольных политикой царя-самодура и мечтавших об ограничении самодержавия. Больше всего «вольнодумцев» было в Петербургском драгунском и Московском гренадерском полках. В Смоленичах вокруг А. М. Каховского образовалось руководящее ядро из отставных офицеров, которое насчитывало 8—10 человек. А всего в кружке «смоленских вольнодумцев» было до 30 человек. Члены смоленского офицерского кружка изучали просветительскую философию Франции — страны, которая в 1789—1794 годах пережила одну из самых крупных буржуазных революций в мировой истории, до сих пор называемую в литературе Великой. Гольбах, Монтескье и Гельвеции были у них в числе предпочитаемых авторов. Знали члены кружка и произведения А. Н. Радищева. Академик М. В. Нечкина считает «смоленское гнездо Каховских буквально центром научного характера». Судя по описям утраченного в 1812 году имущества, имение располагало богатейшей библиотекой и кабинетом, оснащенным современными физическими и химическими приборами,— настоящей научной лабораторией. Называя кружок А. М. Каховского «особенно замечательным в предыстории декабризма», М. В. Нечкина подчеркивает, что он был «охвачен патриотическими настроениями и глубоко обеспокоен судьбами России, политическое преобразование которой считал очередным вопросом. В нем были сильны республиканские симпатии. Участники организации разрабатывали планы цареубийства и, по-видимому, готовились к открытому выступлению». «В идеологии кружка были ярко выражены требование равенства граждан, протест против сословного строя и резко антицерковное, пожалуй, даже атеистическое мировоззрение». Члены кружка собирались активно действовать, что видно из переписки между ними и из бесед. П. С. Дехтерев писал П.. В. Киндякову: «Что мы живем в одной губернии? На что у нас ружья, на что у нас пушки?» Когда на одном из собраний в Смоленичах прочитали «Смерть Цезаря» Вольтера, А. М. Каховский воскликнул: «Если б этак нашего!», признав себя тем самым сторонником цареубийства. Один из присутствовавших сказал, что он готов убить Павла I, а Каховский заявил, что он не пожалел бы своего имения на осуществление этого акта. Показательно, что девизом тайного кружка служили слова Вольтера: «Брут, ты спишь, а Рим в оковах» — и призыв: «На государя!»Смоленичи были центром распространения политических карикатур на Павла I, стихотворений и песенок, высмеивающих царя. Члены кружка выезжали в другие города, где размещались воинские части (Поречье, Велиж, Дорогобуж, Торопец), и там продолжали эту работу. Один из «смоленских вольнодумцев» привез в Велиж дворового-шута, похожего на Павла I, и, одев его в «царские одежды», показывал на обедах и вечеринках, в кабаках и даже на разводах полка. Существование кружка «смоленских вольнодумцев» — заметный факт в истории освободительного движения. Деятельность их показывает, что тираноборческие идеи, высказанные А. Н. Радищевым в его «Путешествии из Петербурга в Москву», овладевали умами передовых людей конца XVIIIвека. Распространение этих идей было связано с процессом разложения крепостного строя и формирования капиталистического уклада, с усилением массового крестьянского движения. Назревала и становилась все более явной потребность общественного развития России — ликвидация крепостного строя и самодержавия. Все это создавало ту среду, в которой началось вскоре формирование идеологии первого поколения революционеров в России — декабристов.
|
|
|||||||||
|
||||||||||||